Родителям

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не только для ребёнка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова – самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалете).

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на мой взгляд, успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путём;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  • возросший объём работы как на уроке, так и дома;
  • новые, непривычные требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребёнка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребёнка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьёзной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.

 

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно0-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, даёт возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

 

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками

в начале учебного года

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

 

Меры, способствующие организации работы в классе:

  1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними).
  2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
  3. Рекомендуется в течение первого месяца учёбы проверять готовность ребёнка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
  4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей:

  1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
  2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
  3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
  4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
  5. a) обязательные дисциплинарные требования (правила):
  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука – сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;
  1. b) организация учебного процесса:
  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
  1. c) отношения между детьми; между учителем и ребёнком:
  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
  1. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель или учитель-предметник.
  2. Желательно обеспечить каждого ребёнка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
  3. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплочённости, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
  4. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и малышами.

 

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не только для ребёнка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова – самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалете).

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на мой взгляд, успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путём;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  • возросший объём работы как на уроке, так и дома;
  • новые, непривычные требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребёнка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребёнка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьёзной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.

 

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно0-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, даёт возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

 

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками

в начале учебного года

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

 

Меры, способствующие организации работы в классе:

  1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними).
  2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
  3. Рекомендуется в течение первого месяца учёбы проверять готовность ребёнка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
  4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей:

  1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
  2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
  3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
  4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
  5. a) обязательные дисциплинарные требования (правила):
  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука – сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;
  1. b) организация учебного процесса:
  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
  1. c) отношения между детьми; между учителем и ребёнком:
  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
  1. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель или учитель-предметник.
  2. Желательно обеспечить каждого ребёнка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
  3. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплочённости, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
  4. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и малышами.

 

 

Платные образовательные услуги

Оплата за платные образовательные услуги может быть осуществлена через систему расчета ЕРИП – Образование и развитие - Детские сады, школы – Школы – Витебск – Средняя школа № 38

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования ”Средняя школа № 38 г.Витебска“

_____________И.А.Гаевая

”___“ ____________ 2022 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

государственного учреждения образования ”Средняя школа № 38 г.Витебска“

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение об оказании платных услуг (далее - Положение) государственного учреждения образования ”Средняя школа № 38 г. Витебска“ (далее – учреждение образования) разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 10.05.1999 года N 255-3 "О ценообразовании", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 N 641 "Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации".

1.2. Учреждение образования может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

1.3. Учреждение образования имеет право оказывать платные услуги в соответствии с настоящим Положением и (или) Уставом учреждения образования, в котором предусмотрены и определены виды данной деятельности.

1.4. Платные образовательные услуги оказываются только с согласия заказчиков (законных представителей несовершеннолетних обучающихся).

1.5. Прочие платные услуги оказываются в соответствии с законодательством.

1.6. Оказание платных образовательных услуг не может ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые учреждение образования обязано оказывать бесплатно. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

1.7. Платные услуги оказываются учреждением образования на договорной основе.

2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И ИХ ВИДЫ

2.1. Оказание образовательных и других услуг на платной основе в учреждении образования осуществляется на основании договоров, формы которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 N 99 "Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования".

2.2. Существенными условиями договора о платных услугах в сфере образования являются:

предмет договора; дата начала образовательного процесса; форма получения образования; срок обучения;

стоимость обучения, порядок ее изменения; порядок расчетов за обучение; ответственность сторон (п. 2 ст. 66 Кодекса об образовании).

2.3. Учреждение образования может оказывать виды услуг, не предусмотренные базовой программой воспитания и обучения, а именно:

занятия ритмической гимнастикой;

театрально-художественная деятельность;

развитие интеллекта у детей дошкольного возраста;

физкультурно-оздоровительные услуги и т.п.

и др.

2.4. Групповые и индивидуальные занятия на платной основе формируются по желанию и на основании запросов законных представителей обучающихся согласно учебной программе, утвержденной методическим советом учреждения образования.

2.5. При формировании групп для проведения групповых занятий учитываются: наполняемость групп, продолжительность занятий, перерывы между занятиями и др. требования, установленные для учреждений общего среднего образования, - санитарными нормами и правилами "Требования для учреждений общего среднего образования", утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 N 206.

2.6. Зачисление и отчисление в объединения и группы по интересам на платной основе производятся на основании приказа руководителя учреждения образования.

3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

3.1. Стоимость услуг на платной основе формируется государственным учреждением «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Первомайского района города Витебска» в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Стоимость платных образовательных услуг и других услуг, оказываемых учреждениями образования, формируется согласно калькуляции (расчетам) и утверждается в прейскуранте цен на платные услуги. 

3.3. При планировании стоимости образовательных услуг расчет производится на группу обучающихся. Определение оплаты на одного обучающегося осуществляется путем деления данной стоимости на расчетное количество человек, входящих в группу.

3.4. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения образования, если иное не установлено законодательством.

3.5. Тарифы на услуги также должны быть экономически обоснованы и подтверждены соответствующими расчетами.

3.6. В плановую калькуляцию стоимости услуг включаются затраты в разрезе статей бюджетной классификации согласно Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208;

3.7. Расчет стоимости платных услуг может корректироваться в течение года в связи с изменением законодательства Республики Беларусь, повлекшим за собой увеличение заработной платы работников, увеличением стоимости коммунальных услуг или изменения (увеличение, уменьшение) других статей затрат, формирующих себестоимость услуги.

4. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ОКАЗАННЫЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

4.1. Оплата оказанных платных услуг производится в порядке, предусмотренном договором.

4.2. Перерасчет стоимости за оказанные платные образовательные услуги в случае пропуска занятий обучающимся предусматривается в договоре.

4.3. Перерасчет стоимости за оказанные платные услуги в случае изменения законодательства, влияющего на изменение стоимости услуги, производится в течение 10 календарных дней с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором производились изменения законодательства.

4.4. В случае несогласия с новой стоимостью платной услуги действия заказчика (его законного представителя) и исполнителя регулируются в соответствии с договором.

5. КОНТРОЛЬ ЗА СВОЕВРЕМЕННОЙ ОПЛАТОЙ УСЛУГ

5.1. Расчетным периодом для определения объема выполнения платных услуг определен календарный месяц.

5.2. Объем выполнения платных услуг педагогами дополнительного образования (руководителями кружков) определяется табелем учета посещаемости детей, табелем учета рабочего времени.

5.3. Контроль за оказанием платных услуг, своевременностью оплаты, учетом наполняемости групп и учетом рабочего времени педагогов дополнительного образования, работающих в объединениях по интересам на платной основе, осуществляется руководителем учреждения образования, а также иными назначенными по приказу руководителя лицами.

5.4. В случае отсутствия педагога или руководителя кружка (по уважительной причине) и в том случае, когда занятия совпадают с праздничными либо выходными днями, может осуществляться перенос занятий на основании распоряжения руководителя учреждения образования.

5.5. Контроль за оказанием платных услуг, оказываемых учреждением образования, возлагается на лицо, назначенное ответственным по приказу руководителя учреждения образования.

5.6. Лицами, ответственными за организацию платных услуг, в срок до 31 числа отчётного месяца в государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Первомайского района города Витебска» передаются следующие документы:

акт выполненных работ.

6. УЧЕТ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ

6.1. Бухгалтерский учет доходов и расходов от платных услуг ведется централизованной бухгалтерией государственного учреждения «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Первомайского района города Витебска».

6.2. Бухгалтерский учет доходов и расходов организован на основании:

- Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 N 50;

- Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности";

- Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 N 641;

- Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 N 157.

6.3. Средства, поступившие от оказания платных услуг, расходуются в соответствии со сметами доходов и расходов внебюджетных средств, составленными и утвержденными согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 N 8 "О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений".

6.4. Порядок распределения расходов по приносящей доходы деятельности устанавливается учетной политикой бюджетной организации в соответствии с Положением N 641.

6.5. Ежемесячно по каждому источнику доходов определяется сумма превышения доходов над расходами, которая остается в распоряжении учреждения образования.

6.6. Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении учреждения образования, рассчитывается как разница между доходами от предпринимательской деятельности (доходами от иной приносящей доходы деятельности) по каждому источнику доходов, уменьшенными на суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды, и фактическими расходами по каждому источнику доходов в пределах сметы.

6.7. Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, используются для:

развития материально-технической базы учреждения образования;

осуществления дополнительных выплат стимулирующего характера работникам учреждений образования;

на оказание материальной помощи согласно Положению о порядке оказания материальной помощи;

6.8. Не использованные в отчетном финансовом году остатки средств, остающиеся на текущих (расчетных) счетах по учету внебюджетных средств, используются в очередном финансовом году.

 

 

 

 

Договор о платных услугах

Заявление

 

 

Памятка родителям

      Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15 - 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

     Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

     При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

     Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.

ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.

СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.

ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.

ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.

ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.

СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ

     Уважаемые родители!

     Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно.    

     Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами. В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.

     Формировать речевые умения нужно соответственно речевой норме. Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым. В этот период бурно развивается инициативное обращение со взрослым (вопросы: Как? Где? и т.д.).

     Таким образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К трем годам жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности. При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление речи в дошкольном возрасте (к 6 годам) нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т.п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, спонтанно под влиянием речи окружающих и правильных ее образцов. В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение, либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.

       В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.

     Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке).  

     Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам предупредить речевые нарушения детей, сохранить их здоровье.

 

Памятка родителям для организации

занятий по заданию учителя-дефектолога

Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.

Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

 

Памятка

Как учить буквы

 

Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М»

Складывать буквы из пальцев.

Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.

Высыпать буквы из песка, муки, крупы.

Лепить буквы из теста, пластилина.

Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.

На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).

Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).

Дописывать «сломанные» буквы.

Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).

Подбирать картинки на заданную букву.

Раскрашивать большие буквы.

Обводить буквы по пунктиру.

Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).

Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.

Звуко-слоговой анализ слова

Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.

Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.

Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)

Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?  

 

Способы преодоления ошибок на письме

    

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом: «Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?»

         Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка «в лицо», необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.

 

Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

 

В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко и замена их в устной речи. Например, ребенок пишет сапка вместо шапка (замены свистящих на шипящие и наоборот), удюг вместо утюг (замены звонких согласных глухими и наоборот) и др.

Для занятий с детьми с такими специфическими ошибками родителям можно посоветовать выполнять следующие упражнения (на примере звуков с и ш):

- вставить вместо точек буквы с или ш:

Капу.та

Ко.ка

.тару.ка и т д.

- придумать и записать слова с буквой с, а затем - с буквой ш.

- записать диктуемые взрослым слова в соответствующую колонку (в зависимости от того, какой звук есть в слове ):

С                                Ш

Сумка                        шуба

Снег                           шаги

Весы                          каша

 

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ                                    между словами и предложениями.

                                                                                           

В основе этой группы ошибок лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Дело в том, что в процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко-слоговой структурой слов, т.к. слова усваиваются нами «целиком», как неделимое. А в процессе обучения письму ребенок должен думать: «Как написать слово? Как соотнести эту букву и этот звук? Какая слышится и какая пишется следующая буква?  

Например, ребенок пишет тол или стлол вместо стол, уокна вместо у окна, о зеро вместо озеро. Также часто встречаются ошибки:

- перестановка букв (вебра вместо верба);

- пропуск слогов в словах (гова вместо голова);

-вставка лишних слогов (гололова) и многое др.

 

Упражнения в анализе предложения:

 

- придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов;

- составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли);

 

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов:

 

- определить количество слогов в слове и их последовательность;

- придумывание слов с определенным количеством слогов;

- составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку (ро-во-на – ворона);

- образование новых слов путем добавления новых слогов к данному.( Какой слог надо добавить к слову пол, чтобы получилось новое? Пол-ка, пол-зет, пол-ный и др.).

Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнут перестановки и пропуски слогов на письме, а также затруднения при переносе слов.

 

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов:

 

- определение количества звуков в слове и их последовательности;

- придумывание слов с определенным количеством звуков;

- образование новых слов путем замены в слове первого звука (дом – лом, том, сом, ком и т.д.);

- образование как можно большего количества слов из звуков данного слова (трактор – рак, рот, ток, кот, крот, кора, рота и т.д.).

Вся запись слов производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки письма, связанные с анализом речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.

 

Аграмматизмы на письме.

 

Если ребенок говорит ухи, деревы, много зеркалов, на деревьев и др., то он соответственно переносит эти ошибки и на письмо. Единственный путь преодоления аграмматизмов на письме – это преодоление их в устной речи. В ходе работы нужно постараться воспитать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка.

Регулярная работа с ребенком в предлагаемых направлениях поможет родителям и их детям в работе над исправлениями специфических ошибок в письменной речи школьников.

 

УПРАЖНЕНИЯ

 ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?).

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р                        У                     Ч                     К                     А

рот                     Уля                 час                  кот                  Аня

роза                   угол                чаша               каша               аист

рукав                 улица             чехол              корка              астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д. Начинаем с простых слов из трех, четырех букв.

С . .  (СОН).

 

ЛОГОПЕДИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

 

Распространенным считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, то есть «ставит» звуки. В действительности же задачи логопеда гораздо шире: это и совершенствование слоговой структуры слова, и расширение и обогащение словарного запаса детей, и развитие связной речи, и обучение грамоте, и профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов, внимания, слухового восприятия, памяти, мышления, общей мелкой моторики.

Для оказания квалифицированной помощи детям и взрослым логопед должен обладать основами медицинских знаний: невропатологии, анатомии и физиологии органов речи, слуха и зрения, без которых невозможно верно определить речевое нарушение, а тем более — заниматься его коррекцией. Подробнее об этом мы поговорим путём ответов на наиболее часто задаваемые родителями вопросы.

— Какие проблемы может помочь исправить логопед?

— Логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений: нарушение произношения звуков (дислалия, дизартрия); нарушение ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание); нарушение голоса (дисфония, афония — полное отсутствие речи); недоразвитие или утрата речи (алалия, афазия); нарушение письменной речи (дислалия и дислексия).

— Каковы причины возникновения этих проблем?

— Причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений, принято делить на две группы: органические (приводящие к нарушениям механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

К органическим причинам в первую очередь относится внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода (внутриутробная гипоксия плода, вирусные заболевания, травмы, падения и ушибы матери, несовместимость крови матери и плода, нарушения сроков вынашивания плода, курение, прием алкоголя и наркотических средств, прием лекарственных препаратов (существует ряд препаратов, которые противопоказаны при беременности или должны применяться с осторожностью).

Во-вторых, наследственная предрасположенность и генетические аномалии.

В-третьих, родовые травмы, асфиксия, малая масса тела новорожденного, низкий балл по шкале Апгар.

В-четвертых, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни: бактериальные и вирусные, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета.

К функциональным причинам речевых нарушений относятся неблагоприятная речевая среда, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения — когда родители мало общаются с ребенком, не читают ему сказок.

— Бытует мнение, что заикание может спровоцировать сильный испуг.

— Да, это так. В такой ситуации в первую очередь следует обратиться к неврологу — он назначит медикаментозное лечение, на фоне которого подобные речевые проблемы могут уйти даже без участия логопеда.

— Есть ли какие-либо речевые проблемы, являющиеся вариантом возрастной нормы?

— Если говорить о возрастных нормах формирования звукопроизношения, то они примерно следующие: В возрасте от года до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков. Это гласные звуки «а», «о», «э» и губные «п», «б», «м» — именно из них состоят всем известные первые слова: «мама», «папа», «баба».

В возрасте двух-трех лет усваивается произношение ряда других звуков: гласных «и», «ы», «у», согласных «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х» и «й». Появление у детей этих звуков группами не случайно: например, когда ребенку становится доступно понимание поднимания и прижимания кончика языка к верхним резцам, в его речи появляются артикулемы: «т», «д», «н».

К трем с половиной годам формируются свистящие «с», «с'», «з», «з'», «ц». Шипящими звуками ребенок чаще овладевает в четыре — четыре с половиной года. И только лишь к пяти — пяти с половиной годам появляются звуки «р», «р'», «л», «л'».

Следовательно, если в три года ребенок, например, не произносит звук «р» — это абсолютно нормально и никакого повода для беспокойства нет.

— В каких случаях рекомендуется консультация логопеда? Каковы симптомы задержки речевого развития?

— Всем детям в возрасте трех лет обязательно нужно пройти консультацию логопеда. С трех  лет, когда сформированы многие звуки, мы уже можем судить о речевом развитии ребенка. Например, в три с половиной года ребенок заменяет звук «к» на звук «т» — вместо «Катя» говорит «Татя». В такой ситуации уже нужно обращаться к логопеду и «ставить» звуки.

Консультация специалиста необходима, если в полтора года ребенок не использует в речи даже отдельные слова и слоги, в два года в его речи отсутствуют фразы, речь невнятна, односложна. После трех лет нарушено произношение многих звуков, нарушен темп речи (слишком быстрая или замедленная, заикание), малыш не может составить простое предложение, часто путает окончания, его словарный запас менее 30 слов. С четырех лет нарушено произношение многих групп звуков, очень бедный словарный запас, ребенок использует в общении только короткие фразы, в его речи много грамматических ошибок. С семи лет — если отмечаются нарушения чтения и письма.

Большинство родителей считает, что если в два года ребенок не говорит или его речь невнятна, то причин для беспокойства нет и со временем все само по себе нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержки речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в коллективе. Своевременная диагностика задержки речевого развития на любом из этапов формирования речи — это первый шаг на пути к выздоровлению. Если вы обнаружили у своего ребенка любой из вышеперечисленных признаков задержки речевого развития, необходимо проконсультироваться у специалиста: в первую очередь у невролога, который назначит дополнительное обследование и при необходимости назначит занятия с логопедом.

 

Эта  долгая автоматизация звуков в речи. «Кабинетная речь».

Ура, наконец – то «зашипел», «засвистел», «зарычал»…! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук!

Но тут же паника: 

  • «Он теперь везде звук вставляет, там где надо и не надо» 
  • «Теперь везде (ш), на (с) заменяет. А куда (ш) пропало?» 
  • «Шипеть научился, но в речи также ошибается!» 
  • «Стихи в садик учили, звуки не использует!» 

Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно, но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию) и пользоваться нужным звуком в речи.

А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)?

Этапы автоматизации звуков:

1.Автоматизация изолированного звука.  2.Автоматизация звука в слогах.  3.Автоматизация звука в словах.  4.Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.  5.Автоматизация звука в стихах, скороговорках.  6.Автоматизация звука в текстах, рассказах, пересказах.  7.Автоматизация звука в самостоятельной речи.       На каждом из этих этапов дети задерживаются по-разному в силу своих индивидуальных и речевых (а также сопутствующих) особенностей. Один ребенок может автоматизировать звук согласно этим этапам за месяц, другой задержаться на этапе автоматизации слов, но последующие этапе пройти четко и без особых усилий. Третий ребенок (например, в силу ярко выраженных нарушений слоговой структуры) может очень долго автоматизировать звук во фразе и предложениях, иметь трудности при использовании звука при пересказе. Есть дети, которые плохо учат стихи в силу слабой речеслуховой памяти. Очевидно, что у них будут трудности при

использовании звуков в стихах. 

Отдельно хочется остановиться на детях с дизартрией. Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Особенности ЦНС препятствуют самоконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции! Автоматизация звуков у всех детей проходит разнообразно!

Что такое «кабинетная речь»?            

Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем логопеда. 

Кабинетная речь возникает, когда: 

- не развит самоконтроль за собственной речью (причины описаны выше); 

- отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля); 

- недостаточная сформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения. 

На этапе автоматизации звука (особенно в предложениях, самостоятельной речи) нужно  окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья (папа/бабушка/братья/сестры) должна быть ознакомлена,  над какими звуками ведется работа!  Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, на улице, в гостях, в процессе домашней работы. Если же ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи». 

Автоматизация звуков -  это очень долгая и кропотливая работа. Родителям необходимо ответственно и с полной отдачей относиться к режиму домашних занятий и речевого окружения ребенка «вне кабинета». Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков!

 

«Странные» ошибки на письме

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – у него дисграфия.

Что такое дисграфия?

Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

– определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

– соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

– воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разделить на составляющие, обозначить границы каждого слова.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. Пропуски гласных букв:всят – висят, комнта – комната, урожй – урожай.
  2. Пропуски согласных букв:комата – комната, вей – всей.
  3. Пропуски слогов и частей слова:стрки – стрелки.
  4. Замена гласных:пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий.
  5. Замена согласных:тва – два, роча – роща, урошай – урожай, боказываед – показывает.
  6. Перестановки букв и слогов:онко – окно.
  7. Недописывание букв и слогов:чере – через, на ветка – на ветках, диктан – диктант.
  8. Наращивание слов лишними буквами и слогами:детити – дети, сенег – снег, диктанат – диктант.
  9. Искажение слова:мальни – маленький, чайщик – чащи.
  10. Слитное написание слов и их произвольное деление:дв а – два, бойчасов – бой часов, в ся – вся.
  11. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений:Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. Нарушение смягчения согласных:болшой – большой, толко – только, умчалис – умчались, мач – мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. Нарушения согласования слов:с еловый ветки – с еловой ветки, появилось трава – появилась трава, огромная бабочки – огромные бабочки.
  2. Нарушения управления:в ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу, сидит стул – сидит на стуле.
  3. Замена слов по звуковому сходству.
  4. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок:вроще – в роще, настене – на стене, на бухли – набухли.
  5. Пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, / анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. Замена букв, различающихся положением в пространстве:ш-т, д-в, д-б.
  2. Замена букв, различающихся количеством одинаковых элементов:и-ш, ц-щ.
  3. Замена букв, имеющих дополнительные элементы:и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м.
  4. Зеркальное написание букв:с, э, ю.
  5. Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

  1. Безударная гласная в корне слова:вада – вода, чисы – часы.
  2. Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова:зуп – зуб, дорошка – дорожка.
  3. Обозначение смягчения согласных.
  4. Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые относят к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут».

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю) как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

 

Аутизм или другой мир?

 Организация обучения ребенка с аутизмом

Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, — все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка поможет избежать многих поведенческих проблем. Растерянность, тревога уменьшатся, если ребенок четко усвоит свое основное место занятий и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. На первых этапах мы вводили предметное и цветовое обозначение каждого урока, а также места для личных вещей ребенка.

Ему необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, а также ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.

Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Это можно сделать даже в условиях работы в классе, спланировав для такого ребенка возможность временно выйти из общего ритма, а затем вернуться к общим занятиям.

Для адекватной оценки возможностей ребенка необходимо четко различать его достижения в спонтанных проявлениях, стереотипных интересах и результатах, полученных при попытке произвольной организации такого ребенка, в его действиях по просьбе учителя, а также обращать внимание на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях.

В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка.

В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает  непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы мы старались привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.

Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае мы дополнительно использовали «сенсорные буквы», фонетическую ритмику.

Учитывая трудности произвольной организации, нестойкость объединения внимания на общем со взрослым объекте, неспособность к гибкому диалогу (речевому и действенному), жесткость, ригидность всей линии поведения, мы подбирали необходимое сочетание прямых, произвольных и опосредованных способов организации именно данной группе детей.

Работа по расписанию

Создание особого режима дня для ребенка с синдромом детского аутизма является необходимым условием его развития. У него не формируется структура времени, он как бы «потерян» во времени. В результате – понимание последовательности событий оказывается несформированным. Он не знает, когда и что делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения. Склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность аутичным детям. Именно для этой цели служит создание режима дня ребенка, который должен иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании аутичного ребёнка становится упорядоченной, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих страхов.

Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий для таких детей недостаточны. Ввиду того, что у аутичного ребенка плохо сформировано понимание речи, а точнее, он с трудом соотносит слова и объекты, ребенок не понимает (в самом прямом смысле), что и почему должно происходить. Надо «проговорить» и просмотреть все изменения в жизни с использованием фото или карточек с изображением предполагаемых режимных моментов (последовательности событий), по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже.

Режим дня составляется для того, чтобы у аутичного ребёнка вырабатывался стереотип изменения событий в течение дня на «наглядном» материале (ребенок будет чувствовать себя в безопасности и не будет подвержен тревожным состояниям).

Расписание на целый день представляет для детей с аутизмом слишком большую трудность. Они не в состоянии охватить такой большой отрезок времени. Поэтому сначала следует помочь им увидеть предсказуемость двух последовательных событий, научиться видеть порядок во всем, например, сначала работаем, затем играем (в основе обучения лежит понимание, что в жизни есть определенный ритм. С этого нужно начинать. Иногда одно событие предшествует другому, например работа. Только после выполнения работы, можно делать то, что хочется, – играть). Только после того, как освоена последовательность двух действий, можно переходить к распорядку одной половины дня, а затем и на весь день. Им нужно именно «увидеть», что все в их жизни происходит не случайно. Связь между событиями ребёнок понимает не сразу, он не понимает, почему повторяются те или иные действия, и его поведение в быту часто является пассивным подчинением требованиям и предложениям взрослого.

Не менее важен выбор символов для достижения наибольшей самостоятельности учеников. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками).

Подобная система организации процесса обучения сделает его эффективным и результативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация приема детей в 1 классы на 2024/2025 учебный год

подробнее...