Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

Игра: «Ладушки»

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза:

Ладушки, ладушки! (пальчики ребенка выпрямляются на ладони взрослого)

Где были? У бабушки! (соединяем ручки ребенка ладошка к ладошке)

Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)

Что пили? Молока чашку! (действие повторяется)

Кыш, полетели, на головку сели! (ребенок прикасается к своей голове, раскрывая ладонь).

Игровое упражнение: «Возьми шарик»

Оборудование:  воздушный шар.

Ход игры: взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, взрослый  просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

Игра: «Ку-ку»

Оборудование: достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.

Ход игры: (формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения) взрослый сажает ребенка напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Взрослый вместе с ребенком радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3–4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы ребенок понял, в каком месте надо ожидать ее появления.

При повторении игры можно взять другую игрушку.

Игровое упражнение «Похлопаем в ладоши»

Ход игры: взрослый хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие.

Затем предлагает ребенку похлопать в ладоши вместе с ним. Если ребенок не воспроизводит движение, взрослый берет его ладоши в свои и совершает ими хлопки (выполняет совместные действия).

Игра «Себе улыбаемся»

Оборудование: игра проводится в умывальной комнате.

Ход игры: во время умывания ребенка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды, чисто умываемся - вот так! Себе улыбаемся! Улыбнулись, посмотрели на себя в зеркале, вот так улыбнулись».

Игра «Мишка спрятался»

Оборудование: игрушка мишка.

Ход игры: взрослый показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Взрослый ведет ребенка вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Взрослый сажает туда игрушку, отводит ребенка в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и взрослый спрашивает: «Кто может найти мишку?». Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.

Когда ребенок научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне его роста, можно усложнить задание – спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание ребенка, что