Детский травматизм
Детский травматизм – одна из серьёзных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечёт проблемы для родителей. Чаще травмы возникают дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в школе, во время занятий спортом ещё реже наблюдаются утопления и отравления.
Чаще травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7–11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще (73,3%), чем у девочек. Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше трёх лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей, чем от детских инфекций. В Беларуси ежегодно от транспортных наездов погибает около 10 000 детей, тонет до 3500 детей в год. Ежегодно обращаются в травматические пункты свыше 500 000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений имеют значение анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и психическое развитие, недостаточность житейских навыков. Чаще смертельные исходы (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе. 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15 % – двигательную заторможенность.
Причины травм:
- Беспечность взрослых, когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдёт. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм. В 78,9% случаев дети получали травмы дома.
- Халатность взрослых – невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.
- Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
- Несчастные случаи – непредвиденные события, когда никто не виноват (2%).
- Убийства (4,5%) – чаще страдают дети до года.
- Самоубийства (5%) – чаще подростки 10–15 лет.
- Прочие причины (10% случаев).
Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70–75%. Бытовые травмы снижаются в школьном возрасте. Уличный нетранспортный травматизм обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная транспортная травма является самой тяжелой.
Школьный травматизм: у школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены они в основном нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры часто связаны с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения спортивных упражнений.
Существует еще одна классификация – по характеру повреждений:
- утопления и другие виды асфиксий;
- дорожно-транспортные происшествия;
- травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения);
- отравления (лекарства из аптечки);
- повреждение электрическим током;
- огнестрельные ранения;
- прочие (укусы животных, инородные тела, жестокость)
Профилактика детского травматизма
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это не благоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда – отсутствие чувства опасности.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в двух направлениях:
1.Устранение травмоопасных ситуаций. 2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Важно при этом не развить у ребёнка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Способы профилактики зависят от возраста ребёнка. Маленького ребёнка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребёнок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности.
Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.
— Находитесь рядом с ребёнком во время пребывания на территории площадки и в транспорте.
— Ожидая транспорт, стойте на хорошо освещённом месте рядом с людьми, ребёнка всегда держите за руку.
— На остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребёнком – вас могут вытолкнуть под колёса.
— При заходе в транспорт детей в возрасте до трёх лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.
Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.
Как уберечь детей от ожогов?
— Нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам.
— Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из-под пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
Важно помнить правила поведения на воде: дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.
Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на учителей физкультуры, труда; именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьёзная проблема, и только общими усилиями можно оградить детей от беды.
Профилактика травматизма и несчастных случаев
у детей возрастной группы 5-9 лет
Рекомендации родителям
Психомоторное развитие детей в возрасте от 5 до 9 лет имеет свои особенности. Физическое развитие прогрессирует одновременно с растущим осознанием ребёнком возможностей своего тела. Юный интеллект развивается стремительно. Дети быстро овладевают языком и навыками коммуникации. Для них характерна возрастающая самостоятельность и независимость. Они меньше сосредоточены на себе и больше на других. У них завязываются дружеские отношения. В этом возрасте дети обретают более чёткое осознание того, что хорошо, и что – плохо, а также начинают понимать, какие последствия может иметь то или иное действие.
- Если Вы купили ребёнку велосипед, ролики или самокат, обязательно приобретите и средства индивидуальной защиты. Шлем является единственным эффективным таким средством от получения черепно-мозговой травмы. Не жалейте времени на инструктаж (разъяснения) по технике безопасности и осуществляйте контроль за её соблюдением.
- Одежда ребёнка во время катания должна быть яркой, обязательно со светоотражающими элементами.
- Велосипед должен быть исправным, оборудованным передним и задним источниками света. Перед выездом проверяйте надёжность закрепления фар, работу тормозов, переключателя передач и состояние колёс.
- При езде на велосипеде научите ребёнка вступать в зрительный контакти подавать сигналы рукой как водителям, так и пешеходам, для того чтобы быть предсказуемым для остальных участников дорожного движения.
- Дети изучают окружающую среду и часто делают это бесконтрольно. Они не всегда осознают риск, связанный с их поведением, или не в состоянии быстро реагировать на возникший риск. У детей вызывают любопытство действия взрослых, и они пробуют подражать им. Игра со спичками или зажигалками— один из примеров типичной детской «игры», которая может оказаться смертельной.
- Самую большую категорию детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, составляют дети-пешеходы.Дети в возрасте 5-14 лет в наибольшей степени подвержены опасности получить травмы или погибнуть в качестве пешеходов. В числе усиливающих опасность факторов следует назвать относительно малые размеры тела детей и их относительно меньшую заметность на дороге. Кроме того, растущее присутствие детей на дорогах, которые зачастую используются ими для игры, не соответствует их способности оценивать силу встречного движения и принимать безопасные решения. Подростки подвергаются большей опасности, если они склонны к рискованному поведению на дороге и/или оказываются под влиянием сверстников.
Безопасная перевозка детей в автомобиле
Дети-пассажиры автомобилей – это ещё одна группа участников дорожного-движения, страдающая от дорожно-транспортного травматизма.
- В автомобиле ребёнок может сидеть во взрослом кресле, только если его рост превышает 140 см, а вес не меньше 32 кг.Если малыш уже слишком большой для переносного детского кресла, но ещё не дорос до взрослого, нужно использовать бустер (автокресло без спинки).
- Детские автокресла для детей младше 2 лет следует устанавливатьпротив движения машины.Перед тем как заводить авто, попробуйте «защипнуть» ремень, и, если складка образовалась — затяните его потуже. Само автокресло не должно сдвигаться больше чем на 2–3 см.
- Если же ребёнок пользуется взрослым сиденьем, он должен пристёгиваться штатными ремнями безопасности. Верхняя часть ремня должна проходить по груди и плечу ребёнка, а не пересекать его шею, а нижняя часть должна лежать на бёдрах, а не пересекать его живот.
- Держите горячую пищу, массивные предметы, всё, что может начать двигаться по салону при торможении, подальше от ребёнка.
Открытые источники воды
Открытая вода(даже в обычной бочке или ведре) на приусадебном участке должна отсутствовать или быть надёжно ограждена, потому что ребёнок может в неё упасть и захлебнуться. Открытые источники воды нуждаются в постоянном контролем взрослых. Более половины родителей убеждены в том, что, если ребёнок обучался плаванию, он не нуждается в присмотре, когда находится у воды. На самом деле 47 % утонувших детей в возрасте от 10 до 17 лет обладали навыками плавания.
Трагедии у воды, как правило, происходят беззвучно и в течение короткого времени (не более чем 1 минуты). Поэтому, наблюдая за ребёнком, не отвлекайтесь на чтение книг, разговоры по телефону и другие дела.
Профилактика травматизма и несчастных случаев
у детей возрастной группы 10-14 лет
Рекомендации родителям и детям
Возросшая независимость, которой обладают подростки, вкупе с недостатком уверенности и склонностью попадать под влияние сверстников, могут приводить к принятию решений, которые подвергают детей младшего подросткового возраста более высокому риску травматизма. Более того, на многих детей этого возраста возлагается взрослая ответственность, при том, что в соответствии с уровнем своего психофизического развития они ещё не способны избегать риска или не подвергать риску других. Не оставляйте детей в «няньках» с младшими детьми!
Необходимо обучение безопасности жизнедеятельности. Поскольку такие подростки характеризуются возрастающей независимостью и испытывают необходимость принимать ответственные решения, они должны иметь представление о потенциальных рисках и способах защитить себя и других от травм.
Второй важный компонент профилактики травматизма применительно к этой возрастной группе – эти предоставление средств индивидуальной защиты, таких как шлемы и автомобильные удерживающие устройства, включая активное участие родителей в обучении тому, как следует использовать такие средства.
Наконец, важно создание условий для того, чтобы такие дети могли безопасно играть, а также безопасно перемещаться между домом, школой и другими центрами активности в рамках своих населенных пунктов. Травмы у детей 10-14 лет:
- дорожно-транспортный травматизм;
- утопление;
- ожоги;
- падения;
- отравления.
Профилактика травматизма и несчастных случаев
в возрастной группе 15-19 лет
Рекомендации родителям и подросткам
В 15-19 лет риски травматизма связаны с почти взрослым уровнем ответственности и способностью принимать самостоятельные решения. Как всегда, опасность, исходящая со стороны окружающей действительности, предопределяет риск травматизма, но в значительно большей степени рискованное поведение и потенциал травматизма предопределяются независимостью подростков этого возраста в сочетании с присущей им склонностью попадать под влияние сверстников.
Поскольку такие подростки существенно чаще пользуются автодорогами, дорожно-транспортный травматизм становится самой распространенным из видов травматизма. Отмечается рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием неопытных или молодых водителей.
Утопление – это еще один механизм травматизации, распространенный среди подростков в возрасте 15-19 лет. Возросшая независимость подростков, их склонность к рискованному поведению, в частности связанному с приемом алкоголя или иных веществ наркотического характера, и гораздо больший доступ к водоемам во время работы или игры.
Ожоги, падения и отравление также являются распространенными моделями травматизма в этом возрасте, причем отравление в старшем подростковом возрасте часто связано со злоупотреблением алкоголем или употреблением наркотиков. Будьте внимательны, умейте слушать детей и любите их. «Недолюбленные» дети, как правило, чаще попадают в беду!
Уважаемые родители!
Мы все несем ответственность за происходящее вокруг. Вы самые близкие и значимые для ребенка люди. Дети надеются на нас, взрослых, они целиком и полностью доверяют нам, они нуждаются в нашей защите и внимании. Иногда для того, чтобы предотвратить трагедию, достаточно малости — быть внимательными к своему ребенку, не проходить мимо детей, оставшихся без присмотра взрослых.
Обращаем ваше внимание о необходимости каждодневной кропотливой работы по формированию у детей навыков безопасности жизнедеятельности.