Что такое заикание?
Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи, известное так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание проявляется в нарушениях плавности и ритма речи, которые возникают в результате судорог мышц речевого аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания, изменениями в высоте, силе звука и пр.
Этот недуг знаком людям разных стран мира, разного цвета кожи и разных самых возрастных групп. Им страдают примерно 1 % взрослых и 2-3% маленьких жителей нашей планеты. Чаще всего данная проблема возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, и нередко остается спутником человека на долгие годы, а иногда (в случаях отсутствия необходимой помощи ребенку) и на всю жизнь. Также замечено, что мальчики подвержены заиканию чаще, чем девочки, примерно в 4 раза.
Почему именно мальчики и почему именно в этом возрасте, а не в каком-то другом, часто интересуются родители? Есть мнение, что уязвимость мальчиков выше оттого, что речевое полушарие головного мозга у них развито несколько хуже, чем у девочек. Что касается возраста, дело в том, что в этот период времени у малыша максимально активно формируется, развивается фразовая речь, а это значит, что именно речевая функция на данном возрастном этапе становится наиболее уязвимой, ранимой областью психики ребенка. Поэтому любые нарушения в функционировании нервной системы ребенка могут вызвать «поломку» речи и привести к заиканию. Заикание – это речевое нарушение, связанное с функциональными изменениями центральной нервной системы.
Причины заикания
Каждому взрослому человеку знакомо мнение о том, что заикание возникает от испуга, или, если говорить более точно, – в результате перенесенной психотравмы. Но только лишь сложная жизненная ситуация, перенесенный стресс способствуют тому? В раннем возрасте все дети чего-то да пугаются, иногда очень сильно, но только не все после этого начинают заикаться. Следовательно, дело не только в испуге.
Причина этого нарушения кроется в том, что у малыша, у которого произошёл «срыв» речи, например после испуга собаки или «громкого» конфликта родителей, уже была определенная предрасположенность к данному нарушению, на которую психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Иначе говоря, для возникновения заикания должна быть подготовленная определенная почва.
Что предрасполагает к возникновению заикания?
Среди основных предпосылок к развитию заиканию можно выделить следующие:
- неблагоприятная ситуация беременности (заболевания мамы ребенка в этот период, трудные условия ее жизни и работы во время беременности, стрессы и пр. );
- невропатическая конституция ребенка;
- черепно-мозговые травмы в анамнезе ребенка;
- органические изменения центральной нервной системы самой разной природы;
- длительные соматические и инфекционные заболевания, протекавшие на фоне высокой температуры (т.е. имеет значение соматическая ослабленность в результате перенесенных заболеваний на момент интенсивного формирования речи);
- различные стрессы, носящие хронический характер (недостаток любви и внимания к ребенку, частые конфликты в семье, неправильное воспитание и пр.);
- семейная отягощенность патологий речи.
Проявления заикания
Заикание по своим проявлениям очень многообразно и неоднородно, что также свидетельствует в пользу сложной природы его происхождения. У таких детишек кроме нарушений общей и речевой моторики часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность, угловатость движений или, напротив, двигательное беспокойство.
Для них свойственны такие психологические особенности и состояния, как застенчивость, речебоязнь, чувство внутренней угнетенности, повышенная раздражительность. А чем старше возраст ребенка, тем сильнее переживания из-за своей речевой несостоятельности, отчего речевое расстройство только усиливается.
Выводы
Заикание – это не просто речевая проблема, возникшая в результате испуга, как склонны думать многие родители. Заикание — это речевое недоразвитие или неврозоподобное состояние, симптом невроза или, как утверждает часть исследователей, особая специфическая его форма.
В возникновении заикания главенствующую роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий вызван состоянием нервной системы ребенка, ее готовностью отклониться от нормы.
С другой стороны, сбой в работе нервной системы может быть обусловлен неблагоприятными внешними факторами. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что заикание – это сложное комплексное расстройство, которое требует разностороннего подхода к коррекции и лечению.
Если ребенок заикается: рекомендации родителям
Преодоление заикания – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода.
Когда начинать коррекцию?
В данном случае имеет смысл руководствоваться принципом «чем раньше, тем лучше». Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.
С чего начать?
Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.
- Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
- Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.
Кто и как лечит заикание?
Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.
Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.
При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.
Что могут сделать сами родители?
Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.
При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.
- Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
- Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
- Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом.
- Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
- Когда ребенок вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
- Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
- Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
- Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.