ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМЫХ
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации и планом работы проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик и методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.
Для объективного проведения экспертизы аттестационная комиссия разрабатывает качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определяет критерии соответствия аттестуемого заявленной квалификационной категории.
Показатель — качественная или количественная характеристика какого-либо процесса.
Критерий — отличительный признак, правило, на основании которого производится оценка или принимается решение (соответствует — не соответствует). Критерии определяются членами экспертной группы в соответствии с целями экспертизы.
Экспертиза соответствия аттестуемого заявленной квалификационной категории производится по трем основным показателям.
I. Профессиональная компетентность:
1. Знание нормативно-правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
2. Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, этапы, цели и задачи урока, формы, методы, технологии проведения урока).
3. Знание современных тенденций в методике преподавания.
4. Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
5. Работа по самообразованию, степень реализации (выступления на педагогических советах, заседаниях МО, семинарах, круглых столах и т.п.).
6. Создание образовательной среды в учебном кабинете.
7. Участие в научно-методической работе.
8. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности.
9. Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
10. Участие в профессиональных конкурсах.
II. Результативность педагогической деятельности:
1. Выполнение учебных программ (соответствие календарно-тематических планов их реальному выполнению).
2. Динамика уровня и качества обученности учащихся.
3. Результаты ВГК.
4. Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.
5. Поступление выпускников в ВУЗы по профилю преподаваемого предмета.
6. Индивидуальные достижения учащихся.
III. Коммуникативная культура:
1. Организаторские способности.
2. Создание благоприятного психологического климата в классе.
3. Роль аттестуемого в педагогическом коллективе и готовность к сотрудничеству.
4. Педагогическая культура аттестуемого.
5. Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
6. Педагогический такт и культура речи.
7. Оценка коммуникативных качеств аттестуемого.
Исходя из требований квалификационных характеристик приведенных выше критериев, разрабатывается программа изучения деятельности аттестуемого педагога. Она структурирует и систематизирует деятельность аттестационной комиссии, а также нацеливает аттестуемого на достижение конкретного результата. В связи с этим при составлении подобной программы следует прежде всего учитывать предложения самого аттестуемого педагога, который предварительно ознакомлен с требованиями квалификационных характеристик к занимаемой им должности. В программе рекомендуется конкретно прописывать мероприятия и сроки их выполнения, а также фамилии ответственных экспертов. Для отражения системного подхода в организации и проведении аттестации программы целесообразно обнародовать перед педагогическим коллективом, разместив их в информационном уголке. Аттестуемый работник знакомится с программой под роспись.